Меню сайта
Сценарии праздников

Подписка


Форма входа




«Рюкзак в дорогу».

Более облегченный вариант упражнения заключается в том, что участники группы предлагают по кругу от себя что-то в общий «рюкзак», который группа возьмет с собой «в дорогу». Предлагать можно не обязательно материальные предметы, более ценятся предложения тех качеств, которые помогут группе быть более успешной. После каждого предложения группа голосует за него. Берутся только те предложения, которые принимаются единогласно. По ходу выполнения упражнения инструктор организует содержательное обсуждение предложений.

 

«Групповой рисунок».

При высокой тревожности группы можно предложить, разбившись на подгруппы, нарисовать рисунок того, как бы они хотели, чтобы выглядела их группа через какое-то время, например, в конце смены. Обязательным условием должно стать участие в рисовании каждого члена группы.

 

«Испорченный телефон».

Участники работают в общей группе.

5–7 человек выходят из комнаты, одному из оставшихся, тренер диктует текст, желательно, содержащий множество лишних деталей и уточнений. Приглашается один из ушедших, и тот участник, которому продиктовали тест, сообщает вновь пришедшему то, что ему удалось запомнить. Затем приглашается следующий участник, и так, до конца группы. После того, как вернулся и получил информацию последний из уходивших, тренер проводит сравнение исходного и полученного в результате передачи по цепочке отрывка текста. Следует проанализировать особенности работы кратковременной памяти, особенности работы памяти по запечатлению и особенно воспроизведению информации, а также степень искажения информации при передаче ее через несколько промежуточных звеньев.

 

«Стихотворение».

Карточки с буквами алфавита (все 33) произвольно раздаются участникам группы. Какое-нибудь известное стихотворение, например, «Наша Таня громко плачет…», участники «читают», прохлопывая в нужной очередности свои буквы.

Комментарий: Ведущему можно для организации предварительной тренировки подготовить заранее буквы определенного стихотворения и распределить карточки между участниками, учитывая частоту появления буквы в стихотворении.

 

«Портрет общительного человека».

Участникам дается задание: «Напишите двух известных Вам людей, умеющих, по Вашему мнению, общаться. Укажите по отношению к каждому не менее 10 причин, по которым им удается эффективно общаться».

Участники могут выполнять задание в кругу или разойтись по комнате. После выполнения задания два-три участника, указавшие максимальное количество причин, зачитывают свои списки. Желающие дополнить делают это. Желательно, чтобы ведущий записал на доске или большом листе все указанные качества. В процессе обсуждения список корректируется, выделяются главные и второстепенные причины, независимые и зависимые, субъективные и объективные, личностные, индивидуальные и групповые, ситуационные, внутренние и внешние.

Комментарий: Ведущий не добавляет ничего от себя. Работа с полученным списком будет продолжаться на протяжении всего тренинга.

 

«Понимание причин – это уже громадный шаг к победе!»

 

«Карусель».

Участники встают или садятся, образуя два круга – внешний и внутренний. Внутренний будет неподвижным, внешний – наоборот. Ведущий задает роли: внешний круг «останется собой», т.е. будет действовать в соответствии с естественными реакциями, внутренний же будет реагировать в соответствии с прописанными ролями.

Задача: быстро перестраиваясь на разные стили общения, постараться легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор в течение 2-3 минут и приятно расстаться. Затем участники внешнего круга пересаживаются или переходят по часовой стрелке, к новому собеседнику, а ведущий задает следующую роль.

Примеры ролей:

-       «Перед вами человек, которого Вы хорошо знаете, но давно не видели. Вы рады этой случайной встрече и открыто выражаете свои эмоции…»

-       «Перед Вами сотрудник фирмы, в которую Вы устроились. Вам хотелось бы зафиксировать дружеский контакт. Он несколько старше вас по возрасту и по должности…»

-       «Перед Вами интересующий Вас человек, с которым Вам хотелось бы пообщаться на интересующую Вас тему…»

-       «Вы встречаете вашего преподавателя, который идет с другом или девушкой и при этом сильно торопится, но Вам нужно срочно сообщить ему о своей проблеме…» (В этом варианте работа идет парами – пара внешнего круга общается с парой внутреннего.)

-       «После длительной разлуки Вы встречаете своего любимого (любимую) или друга (подругу)…»

-       «Вы встречаете своего бывшего соратника по политическим ориентациям. В свете последних событий Вам надо осторожно выяснить, какую позицию занимает он…»

-       «Перед Вами маленький ребенок. Он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Успокойте его…»

-       «Перед Вами ваш родитель (мать, отец). Договоритесь, что сегодня в гости к вам домой Вы приведете своего друга, подругу (противоположный пол)…»

Комментарий: Выясните у членов группы, общение с кем, в какой ролевой позиции доставило им больше всего удовольствия, было наиболее удачным по технологии. В каких контактах и кому удалось занять лидерскую позицию, какие из предложенных участникам ситуаций больше всего похожи на жизненные. Какие из ситуаций были наиболее чреваты конфликтным взаимодействием.

 

«Видение других».

Один из участников садится спиной к группе, и ему предлагается детально описать (по собственному желанию или по предложению группы) внешний вид кого-то из членов группы.

Вариант: Один из участников садится в центр. Другой должен детально восстановить последовательность его поведения за последние полчаса, в самом начале занятия и т.д.

 

«Телепат».

Каждый участник должен в течение 2–3 минут описать настроение кого-либо в группе, например, сидящего через одного слева. Участник должен представить себе его состояние, эмоции и переживания, и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются ведущим вслух, по порядку, группа пытается определить объект описания.

В случае угадывания «виновник торжества» сравнивает описание с субъективными ощущениями.

 

«Неумеха».

Один из участников выходит из комнаты, остальные называют несколько причин некоторых отрицательных сторон ушедшего, например, груб, нетактичен и т.д. Задача ведущего в этот момент – довести высказывание до корректных формулировок. Выбирают секретаря группы, который анонимно фиксирует все высказывания. После этого приглашают выходившего участника, который пытается сначала предсказать то, о чем написано у секретаря, и назвать свои причины. После этого зачитывается протокол.

 

«Светило».

Один из желающих становится в центре. Он – «солнце». Затем он расставляет всех остальных по комнате на определенном расстоянии, в определенном положении (лицом, боком, пол-оборота, спиной…), в определенной позе в зависимости от того, как этот человек, по мнению «солнца», относится к нему. Затем руководитель просит всех занять те позиции, которые соответствуют действительному отношению их к «солнцу».

Комментарии: Рефлексия – положительные и отрицательные ощущения, оправдавшиеся, не оправдавшиеся ожидания. При выполнении упражнения важен достаточно быстрый темп.

 

«Дилемма узника».

Участники объединяются в пары, размещаясь в разных местах рабочей площадки. Общаться им не разрешается.

Инструкция: «Вас подозревают в совместном совершении преступления. Вы находитесь в отдельных камерах. У каждого из вас есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из вас не сообщит о совершенном преступлении, вы оба получите по 5 лет. Если вы оба сообщите о преступлении, то просидите по 10 лет. Если один из вас чистосердечно расскажет о содеянном, а другой промолчит, то первый будет отпущен на свободу, а второй получит 15 лет. Ваша задача – на карточках написать свои действия в этой ситуации и предсказать действия вашего партнера».

Упражнение можно проводить как по очереди для каждой пары, когда вся группа выступает в роли зрителей, так и одновременно для всех, тогда производится анализ сданных ведущему карточек пар.

Комментарий: При анализе следует обратить внимание на мотивацию выбора решения ситуации каждым партнером, чем он руководствовался.

 

Рефлексия блока: Что и зачем мы приобрели? Как чувствуют себя участники группы?

В качестве дополнительной ведущий дает информацию о зависимости коммуникативных способностей от типа темперамента, экстра- и интраверсии.

 

«Теплое слово».

Попробуйте ласково попрощаться со своим соседом. Скажите ему теплые слова за…

 

«Диалог-щебетанье».

Участники делятся на диады. Один из них произносит фразу, другой должен поддержать его, говоря как можно меньше. Затем участники в парах меняются ролями.

Комментарий: Как Вы поддерживаете собеседника? Высказываются все. Как еще возможно осуществить поддержку? Руководитель в случае необходимости добавляет приемы активного слушания. Зачем это необходимо?

 

«Слова-чувства».

Возьмите лист бумаги и напишите «Выраженное чувство». Ведущий зачитывает несколько фраз. Участники, слушая, должны по порядку одним словом или короткой фразой описать чувство, которое родилось у них в отклик на фразу. Примеры фраз:

1.       Я сыт по горло вашими извинениями.

2.       Хорошо, я извинюсь, что Вы еще от меня хотите?

3.       Если бы я и попытался, я все равно не смог бы приготовиться вовремя.

4.       Вы хотите меня проверить?

5.       Я бы с ней так не обошелся.

6.       Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую пятницу, но у меня в пятницу еще одна встреча.

7.       Он все делает лучше, несмотря на то, что у него нет такого опыта, как у меня.

8.       Не могу понять этих людей. Может хватит им угождать?

9.       Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за то, что сделала для нее.

10.  Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.

1.       Раздражение, желание получить, наконец, результат.

2.       Убежденность в том, что сказано достаточно.

3.       Усталость.

4.       Неуверенность, желание получить поддержку.

5.       Сожаление, чувство вины.

6.       Перегруженность работой, нехватка времени.

7.       Восхищение, зависть.

8.       Упадок духа, желание выйти из игры.

9.       Горечь, обида.

10.  Скептицизм, сомнение.

Вариант: Фразы раздаются участникам вместе с обозначением чувства (для точности). Задача – произнести фразу, выразив интонацией, мимикой это чувство. После произнесения фразы участник имеет право спросить, какое именно чувство он хотел выразить.

1
2
3
4
5
Поиск


Наш опрос

Ваш любимый праздник?
Всего ответов: 476

Перепубликация данных материалов
разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник! © 2011-2013
Создать бесплатный сайт с uCoz