Упражнения
Меню сайта
Сценарии праздников

Подписка


Форма входа




«Подарки друг другу».

Вариант 1. Характеристика человека с помощью абстрактного слова, характеризующего его черту, главную на взгляд респондента.

Вариант 2. Один из участников садится со своим стулом в центр, остальные дарят ему подарки – слова (они могут быть написаны на листочках, тогда, прежде чем посмотреть их, он угадывает, что ему подарили).

После «обнародования» подарков производится анализ чувств получателя.

 

«Чемодан».

Мы собираем чемодан в дорогу каждому участнику наших встреч. От каждого участника – одна поведенческая характеристика и один предмет (предмет или его назначение должны быть смешными или необычными).

 

«Гомеостат».

Цель упражнения – выявить скорость достижения групповой сплоченности.

Все делятся на команды (произвольно). По сигналу ведущего участники команд выбрасывают на пальцах какое-либо число.

Договариваться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все участники одной из команд не покажут на пальцах одинаковое число.

 

«Захват инициативы в диалоге».

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно скорее переключить собеседника на свою тему.

 

«Паромщик».

Участник, выбранный ведущим, исполняет роль паромщика на переправе. На противоположном от него берегу стоят 5 участников, которым необходимо переправиться через реку. В свою лодку паромщик может взять только одного пассажира. Задача каждого участника – убедить паромщика взять в лодку именно его.

Комментарий: В этом упражнении важно проанализировать, почему паромщик взял именно того участника, а не какого-либо другого, какими способами убеждения пользовался выигравший участник, на какие потребности паромщика он опирался в своих словах.

 

«Выбор тактики».

Группа выбирает активного и гибкого по своим поведенческим характеристикам участника. Он – «рабочий», которого надо уговорить поработать в субботник. Остальные – «начальники». Группе сообщается, что уговорить его не удастся. Рабочему предлагается «брать интеллектом», искать «индивидуальный подход», отказывать в просьбе. Без определенной очередности «начальники» пытаются уговорить «рабочего».

Комментарий: Можно усложнить ситуацию, сказав, что отработавшие способы и аргументы применять больше нельзя. При анализе тренер вводит понятие трансакции и пользуется теорией об эго-составляющих (Родитель – Взрослый – Ребенок).

 

«Аэропорт».

Вводятся две роли – «начальник планово-экономического отдела» и «сотрудница» – его подчиненная.

Вводная «начальнику»: «Вы – начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу «больную» сотрудницу Т. с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная «сотруднице»: «Вы – сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привезти от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник…»

Комментарий: При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).

 

«Воздушный шар».

Участникам дается вводная: «Вы – экипаж воздушного шара. Произошла катастрофа – в оболочке шара образовалось отверстие. Вы уже выбросили за борт балласт, но шар продолжает падать. У вас остались некоторые вещи, но до земли всего пять километров. Ветер слабый. Насколько обжиты земли под вами, вы не знаете, так как потеряли ориентацию. Решите, что из оставшегося в корзине вы можете и должны выбросить и в какой последовательности. В процессе решения участниками задачи об избавления от вещей, ведущий отсчитывает оставшиеся до земли километры. Когда все оставшиеся вещи принесены в жертву, ведущим дается новая вводная: до земли 1,5 км, на борту – лишних 80 кг., которые грозят посадить шар в воду (а лодка уже выброшена). Определите возможные пути решения вопроса: можно выкинуть весь оставшийся груз, а можно пожертвовать одним из членов экипажа, чтобы сохранить возможность выжить оставшимся. Как быть?

Предметы таковы:

Аптечка с медикаментами            – 10 кг.

Канат (50 метров)                         – 20 кг.

Консервы                                      – 50 кг.

Винтовка и патроны                     – 25 кг.

Ракетница                                      – 5 кг.

Конфеты                                        – 20 кг.

Палатка на 10 мест                       – 10 кг.

Баллоны с кислородом                 – 50 кг.

Канистры с питьевой водой         – 20 л.

Радиостанция                                – 10 кг.

Лодка резиновая надувная           – 25 кг.

Фото и видеоаппаратура              – 25 кг.

Секстант                                        – 5 кг.

Уникальный зверь для зоопарка – 25 кг.

Комплект географических карт   – 5 кг.

Комментарий: Важно отследить различные манипулятивные ходы с целью:

a)     уйти от жесткой постановки задачи;

b)    уйти от ответственности при выборе жертвы;

c)     не стать жертвой.

 

«Необитаемый остров».

Вы потерпели катастрофу. У вас почти ничего не осталось. Вы на необитаемом острове и неизвестно, сколько вы на нем пробудете. Вам необходимо решить следующие вопросы:

1.  Власть: какой она у вас будет? Какими мерами она будет поддерживаться?

2.  Кто какие функции будет выполнять для осуществления жизнедеятельности на острове?

3.  Каков будет кодекс взаимоотношений для эффективного сотрудничества в решении проблем жизнедеятельности на острове? Он должен быть достаточно четко определен, лишен абстрактности.

4.  Санкции за нарушение правил.

5.  Будут ли и какие официальные праздники на вашем острове? Как Вы их будете праздновать?

Комментарий: Материалом для анализа будут служить использованные при обсуждении модели социального устройства общества. Для иллюстрации и анализа можно использовать материал о правилах примитивного общения (см. А.Б. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения», М., 1987).

 

«Выход из контакта».

Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете. Участники разбиваются по парам.

Вводная: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта…»

Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает «знакомый».

 

«Пристройка снизу-сверху-наравне».

Участники работают в парах.

Задача: обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки. «Пристройка сверху» – более уверенно, ставя себя выше; «Пристройка снизу» – уступая собеседнику, как бы подчиняясь; «Пристройка наравне» – с чувством собственного достоинства, но без вызова. Каждый участник должен попробовать работу во всех пристройках.

 

«Личные проблемы».

Участники пишут на бумаге свои личные проблемы в общении. Затем объединяются в микрогруппы по 3–4 человека. Задача – рассказать микрогруппе свою проблему и постараться совместно найти способы ее решения.

Комментарий: Лучше ограничивать время обсуждения. Выделить, например, по три минуты на обсуждение одной проблемы. Если проблема не сложная, она решается достаточно быстро. Нерешившиеся проблемы (об этом заранее не говорится) проговариваются психологу – ведущему тренинга. Он производит разбор этих проблем и дает свои рекомендации по их решению (если не требуется серьезная коррекция).

 

Рефлексия блока: Что мы приобрели? Пригодится ли нам это?

1
2
3
4
5
Поиск


Наш опрос

Ваш любимый праздник?
Всего ответов: 470

Перепубликация данных материалов
разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник! © 2011-2013
Создать бесплатный сайт с uCoz