Меню сайта
Сценарии праздников

Подписка


Форма входа




Метод SQ-3R.

Во время второй мировой войны прибегали к этому методу для быстрого развития способностей к учебе. Цель – «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью. Он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов

против обычных 20%. Итак,

S – бегло ознакомиться;

Q – задавать вопросы, делать отметки при чтении;

3R – пересказать словами, просмотреть повторно.

Во французском варианте название метода составлено из первых букв слов алгоритма. Придумайте свою аббревиатуру, которая позволит Вам эффективней запомнить название метода.

 «Образные стихотворения».

Каждый участник получает небольшое стихотворение.

Инструкция:

1. Прочитайте первую строфу, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.

2. Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой строфы. Можно привлекать и другие чувства, привлечь запахи, звуки и т.д.

3. Перейдите к следующей строфе. Проделайте то же самое с ней, а потом и с остальными.

4. Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Опишите их словами приходящими на ум.

5. Проверьте себя, всегда прочитав стихотворение. Исправьте, если необходимо, последовательность образов.

6. Очень важно вслушиваться в звучание слов. Обратите внимание на ритм и рифмы.

Например, стихотворения С. Есенина и А. Блока.

Запоминание чисел

Трудно вспомнить номер телефона? А квартиры? Это несложно. Какая память у вас развита лучше – вербальная или зрительная?

Вербальный код. Он существует для людей,

более восприимчивых к звуковой стороне слова. Можно составить подробный перечень:

ноль       моль

один       блондин

три        тришка четыре     черт в тире пять        пятка шесть      шест семь             семья восемь      осень девять      дева десять      деспот Номер рейса 450? Черт пришел в тир и наступил пяткой на моль?

«Мой вербальный код».

Все участники придумывают свой список. Тренер предлагает назвать различные цифры по списку каждого. Что получилось? Необходимо вносить в код самую сильную ассоциацию.

«Визуальный код».

Здесь легче запоминаются контуры, формы, геометрические фигуры и т.д. Вот например:

ноль             круг или овал один             столб

два              дуэт

три             треугольник

четыре         квадрат

пять             морская звезда

шесть           кубик

семь             Белоснежка и семь

гномов

восемь          песочные часы девять           улитка десять          десять заповедей одиннадцать –   футбольная команда двенадцать      часовая стрелка в

полдень

Что получается с номером авиарейса. На

квадрате сидела морская звезда и ела круг.

«Мой визуальный код».

Участники выстраивают собственные ассоциативные образы, связанные с цифрами. Как образно будет 382, 569, 710 и т.д.?

Кодирование цифр по зрительному сходству с буквами:

ноль         О

один       Т или Г

два        П (буква на двухножках)

три               3

четыре –   Ч

пять         Б

шесть      С

семь        У

восемь      В

девять       Р

При кодировании чисел нужно только придумать связанные по смыслу слова, начинающиеся с нужных букв, например:

9541652

9541652

Р Б     Ч    Г    С    Б     П

Разве бывает чтобы генерал смеялся без

причины?

«Метод 10 рисунков».

В этом методе нужно ассоциировать каждую цифру с образом некоторого предмета, например:

ноль        тарелка

один       копье

два        лебедь

три        вилы

четыре –   парус

пять       крючок

шесть        змея

семь        семафор

восемь      песочные часы

девять      улитка

«Рисунок».

Встреча назначена на 8.15. Как Вы ее мысленно нарисуете? Ситуации предлагает тренер.

«Свободные индивидуальные ассоциации».

Можно использовать и спонтанные ассоциации. Мы знаем много дат и подобного рода кодов, например: номер телефона – 453 – 92 – 85. Запоминаем: 45 – окончание 2 мировой войны,

39 – ее начало, 28 – номер моей квартиры, 5 – отличная оценка.

«Свобода».

Участникам предлагается подойти к окну, выходящему на проезжую часть и, смотря на один и тот же номер машины, высказать свои ассоциации. Затем всем предлагается найти в своей записной книжке телефон, который не помешает запомнить, и создать индивидуальную ассоциацию. Затем все делятся своими ассоциациями.

«Расскажи сказку».

Потренируем свои умения в этом древнем виде народного эпоса. Один из участников рассказывает другим любую сказку, которая ему нравится. Задача всех остальных – всячески мешать ему: задавать вопросы, дергать, щипать, всячески отвлекать.

Анализ: На какие помехи сильнее всего отвлекался участник?

«Твои числа».

Два участника произносят поочередно друг другу по пять чисел из первого десятка. Затем каждый должен произносить числа другого.

Анализ: Вы должны были переключать постоянно свое внимание, контролируя правильность называния цифр партнером и следя за тем, чтобы не ошибиться самому. Как вам это удавалось?

«Посчитай-ка».

Одному из участников предлагается решить пример:

23 + (69 – 30) + 2 – 4

с помощью остальных участников. Участникам отвлекают решающего любыми вопросами, на которые он должен отвечать параллельно с решением примера.

Варианты:   7+12+(13-6)+2= 28+13+(2*2-3) = 12-9*3-(15-6) = 2*12/4+(12+3) = 10+37-(15-2)-3 =

«Расскажи стихотворение».

Участникам предлагается вспомнить какое-нибудь стихотворение, которое они когда-то учили, и продекламировать его, идя по кругу, с чувством, экспрессией, не обращая внимание на вопросы, возможную музыку, приставания со стороны участников.

Вариант: Предлагается сначала выучить четверостишие в условиях, «приближенных к боевым», а затем уже прочитать его, как сказано в упражнении.

«Осмысленность запоминания».

Участникам предлагается запомнить числа. Один из участников выходит к доске и пытается их назвать, но назвать все не может. Тогда ему открывают секрет – эти цифры – квадраты чисел от 1 до 12. После этого участник легко называет все цифры, написанные на доске. Пример очень наглядно показывает, что осмысление материала дает более глубокое запоминание, чем механическое заучивание его.

«Влияние цели на запоминание».

Участнику предлагается разложить карточки с рисунками или по законам, связанным с цифрами (в порядке возрастания), или по картинкам (отобрать вид животных). После этого происходит опрос. Если участник раскладывал карточки по цифрам, то он запомнит цифры. Если же задание было связано с рисунками, он не запомнит цифры. Очевидно, что человек хорошо запоминает и материалы, которые облегчают достижение цепи. Остальные данные являются лишними и, благодаря нашей психике, не загромождают память. Но это не значит, что они забыты. Они отложены в сознании и в тот момент, когда

человек: отдыхает (например, во сне), он может вспомнить эти данные. Именно поэтому бывают знаменитые «вещие сны»: информация, которая не может пробиться днем из-за слишком сильных сигналов, идет ночью, когда мозг ничем не загружен.

«Эффект края».

Участнику диктуют четыре слова и просят их назвать. Задача решается легко, но после следующих четырех слов, дают задание решить пример, а затем предлагают воспроизвести слова. Как правило, участник не в сипах это сделать или сильно затрудняется. Память переключается на более позднюю информацию:

решение примера – «эффект края». Нужно всегда помнить, что если при объяснении нового материала участникам будет дана установка на угрожающую ситуацию (например, сказано, что будет контрольная работа), то эта сильно действующая информация «забьет» новый материал.

«Объем памяти».

Участникам диктуют 12 слов, после чего просят их воспроизвести. Как правило,

произносят от 5 до 9 слов, но чаще – первое и последнее слова; они лучше запоминаются, чем средние, так как «начало» и «конец» более организованы, чем середина. Следовательно, чтобы лучше запомнить, надо организовать, спланировать материал.

1
2
3
4
Поиск


Наш опрос

Ваш любимый праздник?
Всего ответов: 482

Перепубликация данных материалов
разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник! © 2011-2013
Создать бесплатный сайт с uCoz