Меню сайта
Сценарии праздников

Подписка


Форма входа




Тренинг логического мышления

 

Вводная информация

Мышление словесно-логическое характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. в его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Умение решать задачи есть искусство, осваиваемое с практикой, подобно, скажем, плаванию. Мы овладеваем любым мастерством при помощи подражания и опыта. Учась решать задачи, мы должны наблюдать и подражать другим в том, как они это делают, и, наконец, мы овладеваем этим искусством при помощи упражнения.

Очевидно, что использование определенных правил и схем сокращения процесса поиска решения задачи является одной из важных характеристик интеллектуальной деятельности и уровня ее организации.

Примером таких схем являются приведенные ниже «Как решать задачу» известного американского математика Д. Пойа. Ее применение эффективно как для нахождения решения обычных математических задач, так и для решения головоломок и шарад.

 

«Как решать задачу» Д. Пойа.

1.  Понимание постановки задачи. Нужно ясно понять задачу: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного (не достаточно, чрезмерно, противоречиво)? Сделайте чертеж, введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарайтесь записать их.

2.  Составление плана решения. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удается сразу обнаружить эту связь, возможно, полезно будет рассмотреть вспомогательные задачи. Необходимо прийти к плану решения:

Не встречалась ли Вам ранее эта задача, пусть даже в несколько иной форме, может быть родственная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестные: не следует ли ввести какой-нибудь вспомогательный элемент? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Нельзя ли придумать более доступную, сходную задачу? Нельзя ли решить часть задачи? Все ли данные Вами использованы, все ли условия?

3.  Осуществление плана.

Нужно осуществить план решения:

Контролируйте каждый свой шаг в процессе решения. Ясно ли Вам, что предпринятый Вами шаг правилен? Сумеете ли Вы доказать, что он правилен?

4.  Взгляд назад (изучение полученного решения).

Нужно изучить найденное решение: Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли было увидеть его с первого взгляда? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат или метод решения.

 

«Анаграммы».

Цель: Овладение схемой Д. Пойа.

Участнику предлагается карточка с анаграммой: ЛАЗЯКИМНЕ. Задача -переставить буквы, чтобы получилось существительное в именительном падеже единственного числа.

Как при решении можно исследовать схему Пойа?

– Что неизвестно? – Слово.

– Что дано? – Набор букв.

– В чем состоит условие? – Искомое слово состоит из 9 букв.

Сделайте чертеж: ---------.

– Сможете ли Вы изложить задачу иначе? – Расставим буквы алфавитном порядке, так: А-Е-З-И-К-Л-М-Н-Я, или так: А-Е-И-Я З-К-Л-Н-М.

Ясно, что в искомом слове не более четырех слогов.

– Решите похожую задачу. Безусловно, мы можем составить короткие слова из данных букв: лаз, яма, имя, змея, земля, попробуем подставлять эти слова в наш чертеж, дописывая оставшиеся буквы. Используя слово «земля» получим искомое слово «земляника».

Варианты задания:

ТЕКСНОПК (конспект),

ЛИКЧАМЬ (мальчик),

ТАКДВАР (квадрат),

СИТЕДВЕЙ (действие).

 

Итог: Данное упражнение, очевидно, демонстрирует то, что приведенную выше схему можно использовать не только для решения сложных алгебраических, физических и т.д. задач, но и для решения различных головоломок, словесных лабиринтов.

 

«Трудная головоломка».

Цель: Овладение способом приравнивания.

Задача: Ответьте на вопрос: если головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали эту, была труднее, чем головоломка, которую Вы разгадали после того, как Вы разгадали головоломку, которую Вы разгадали перед тем, как вы разгадали эту, то была ли головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали эту труднее, чем эта?

Для успешного решения лучше всего пригодится стратегия разбиения данной задачи на промежуточные. Для начала упростим задачу введением некоторых переменных.

А) Договоримся приравнять фразы: «Эта» = «Эта головоломка» = «головоломка А».

Получим: Если головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А была труднее, чем головоломка, которую Вы разгадали после того, как Вы разгадали головоломку, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А, то была ли головоломка , которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А, труднее, чем головоломка А?

В) Следующее равенство такое:

«головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А» = «головоломка В».

При замене получаем: Если головоломка В была труднее, чем головоломка, которую Вы разгадали после того, как разгадали головоломку В, то была ли головоломка В труднее, чем головоломка А?

Очевидно, что «головоломка, которую Вы разгадали после того, как Вы разгадали головоломку В» = «головоломка А». В итоге имеем: Если головоломка В была труднее, чем головоломка А, то была ли головоломка В труднее чем головоломка А?

Ответ: Да.

Итог: В данном упражнении прямой поиск решения не срабатывает. Эффективен способ приравнивания, присвоения некоторым фразам определенных значений. Подобным способом мы пользуемся на уроках математики при решении текстовых задач, только там мы приравниваем фразам математические выражения.

 

«Быки и коровы».

Цель: Развитие умения получать недостающую информацию, задавая минимальное количество вопросов, развитие логического мышления.

Играют два человека или две команды (в этом случае игра идет в парах, а победа присуждается той команде, в которой большее число игроков выиграли у своего соперника в паре).

Каждый участник задумывает четырехзначное число с разными цифрами (на первом месте может стоять ноль). Задача соперника – отгадать число, задуманное напарником. Для этого один из игроков называет любое 4-значное число, а другой, сравнив его со своим, называет количество «быков» и «коров». «Бык» – ситуация, когда в названном и задуманном числе есть цифры, совпадающие по значению и месту в числе. «Корова» – ситуация, когда в названном и задуманном числе есть одинаковые цифры, но их позиции не совпадают.

Например, задумано число:

5239.

Отгадывающий называет следующее число:

2735.

Загадавший сообщает, что результат – 1 бык, 2 коровы.

Теперь остается применить полученную информацию к поиску верного решения. Выигрывает тот, кто первым получит в ответ на свои вариант решения ответ 4 быка.

Итог: Игра относится к разряду тестовых игр, игр с неполной информацией. Поэтому основная задача для успешного достижения результата – задать наименьшее число вопросов для получения наибольшей информации.

 

«Наборщик».

Берется произвольное слово и из его букв составляются (набираются) другие слова. Составлять можно только имена существительные, нарицательные в исходной форме, в единственном числе, в именительном падеже, нельзя в уменьшительно-ласкательной форме. Выигрывает тот, кто смог набрать большее число слов. Игра требует некоторых комбинаторных навыков, ведь приходится использовать способы перебора букв. Может быть, поэтому в соревновании «физиков» и «лириков» первые выигрывают чаще.

 

«Анаграммы».

Слово, составленное из всех букв данного слова, называется анаграммой. Играющим дается задание – найти исходное слово для анаграммы (может быть и не одно). Объекты:

приказ – каприз

колба – бокал

карта – карат – катар

клоун – колун – кулон – уклон

материк – метрика

мошкара – ромашка

ротонда – торнадо

апельсин – спаниель

норматив – минотавр

хористка – акростих

вертикаль – кильватер

геометрия – геотермия

стационар – соратница

монограмма – номограмма

графология – голография

дозревание – раздвоение

ратификация – тарификация

старорежимность – нерасторжимость

рост – сорт – торс – трос

вектор – корвет

корсет – сектор

перемалывание – переламывание

ограниченность – неорганичность.

 

«Каркас».

Нужно составить как можно больше слов, имеющих общий набор согласных букв, общий «каркас». Ведущий предлагает в качестве каркаса произвольный набор согласных, порядок согласных, как и то, какие и сколько гласных (а также букв Ъ, Ь) используется при составлении слов, значения не имеют. Например, при каркасе «К», «Н», «Т» нас устроят слова: «кант», «кнут», «танк», «канат», «нокаут», «нитка», «нытик», «ткань», «туника», «октан» и т.д. Побеждает тот, кто «натянет» на каркас наибольшее число слов.

 


1
2
Поиск


Наш опрос

Ваш любимый праздник?
Всего ответов: 473

Перепубликация данных материалов
разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник! © 2011-2013
Создать бесплатный сайт с uCoz