Тренинг логического мышления
Меню сайта
Сценарии праздников

Подписка


Форма входа




«Метаграммы».

Метаграммы данного слова получаются заменой одной из его букв на другую. Игра заключается в построении цепочки метаграмм, соединяющей два заданных слова. Например:

коза – поза – пола – полк – волк;

коза – лоза- луза – луна – лупа – липа – лиса;

коза – кора – кара – фара – фарс – барс;

муха – мура – тура – тара – кара – каре – кафе -кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок -сток – стон – слон;

миг – маг – май – чай – час – чад – гад – год – гид – вид – вис – вес – век – бек – бок – боа – бра – эра.

Для тренировки можно играть в более простую игру, соревнуясь в количестве метаграмм для одного слова, например:

дом – ком, лом, ром, сом, том, дым, дог, док, дол.

кочка – бочка, дочка, мочка, ночка, почка, точка, качка, кичка, кучка, корка, кошка.

 

«Балда».

В этой игре можно обойтись без карандаша и бумаги. Первый игрок называет произвольную букву, второй добавляет букву слева или справа, имея в виду некоторое слово. Следующий игрок (или снова первый) также приписывает букву с одной из сторон, имея ввиду свое слово, и т.д. Тот, кто очередным ходом вынужден закончить слово, либо не может приписать никакой буквы, проигрывает кон и в наказание получает первую букву слова «балда». При вторичном проигрыше этого человека буква «Б» превращается в «Ба», затем в «Бал», и в конце концов кто-нибудь становится первым Балдой.

При этом может быть введено еще одно интересное условие, требующее от всех игр оков внимания и памяти. К проигравшим в предыдущих раундах следует обращаться не по имени, а с помощью того набора букв, на который он уже проигрался. Тот, кто ошибется в обращении, автоматически освобождает проигравшего от клички, приобретая ее сам.

 

Итог: Словесные игры имеют немалое значение для развития мышления и речи. Дают возможность не только потренировать и проявить эрудицию, но и глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.

 

«Кто меньше?».

Игроки задумывают по одному числу от одного до пяти и числа сравниваются. Если они совпадают или различаются больше, чем на единицу, каждый игрок получает количество очков, совпадающее с задуманным числом. Если же числа различаются на 1, то игрок, загадавший меньшее число, получает очки, равные сумме всех задуманных чисел. Игра продолжается 10 туров, выигрывает тот, кто набрал большее число очков.

 

«Посредственность».

Пример игры для трех лиц: в каждом туре трое участников выбирают по одному числу из определенного множества чисел. Очки за считываются только тому игроку, который загадает среднее число из трех, самому «посредственному», причем, сколько загадал, столько и получил. Игра длится 10 туров, побеждает тот, кто набирает среднее число очков. Ясно что стратегия игры весьма сложна и не поддается описанию.

 

«Сим».

На листе бумаги по окружности расставляют несколько точек. При очередном ходе каждый из двух игроков проводит пинию своего цвета, соединяющую любые две точки. Проигрывает тот, кто вынужден будет первым построить треугольник своего цвета с вершинами в этих точках. Общее число точек не должно быть меньше шести.

 

Итог: В данных играх присутствует элемент рефлексии, они требуют на несколько шагов вперед предугадывать ходы противника, логически просчитывать их.

 

«Яблоко».

а) Соревнуются двое участников один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод отказать.

– Дай мне, пожалуйста, яблоко.

– Я не знаю, какое.

– Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

– Я не знаю, какое из красных яблок.

Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока один из участников не сдается.

б) Другие участники, ориентируясь на имеющийся опыт, пытаются добиться лучших результатов по времени.

Примечание: в игре не должны применяться некорректные ходы: «Дай немедленно», «Не дам и все», «Почему я должен…» и т.п.

Рефлексия группы. Попытка выявления эффективного алгоритма этой игры и распространение эмпирического опыта: сведение объекта к единичному и введение 7-мерного информационного пространства (субъект; объект; цель; средство; метод; пространство; время).

 

«Скрытая тавтология».

Это упражнение начинает ведущий. Он произносит какое-либо определение, а любой из участников тренинга просит определить какой-либо из «непонятных» терминов, употребленных в сказанном определении. Таким образом строится второе определение, по отношению к одному из терминов которого предъявляется такое же требование. В результате выстраивается цепочка определений. Задача – как можно быстрее замкнуть круг понятий, определяемых друг через друга. Ограничение только одно – не допускать явной тавтологии в одной фразе.

Пример:

Вода – жидкость.

Что такое жидкость?

Жидкость не есть твердое, сыпучее или газообразное тело.

Что такое тело?

Тело есть ограниченный материальный объект, например, кусок льда.

Что такое лед?

Не жидкое состояние воды.

Что такое вода?

Упражнение эффективно для развития гибкости мышления. Оно способствует развитию умения прогнозировать вопросы партнеров, критически корректировать высказывания, облекать их в наиболее выгодную форму.

 

«Археолог».

Команды готовят утверждения, в которых маскируют риторические вопросы, например:

а) Все русские предпочитают ездить быстро. Ответ: Какой русский не любит быстрой езды?

б) Мальчика не было. Ответ: А был ли мальчик?

в) Не было смысла начинать. Ответ: стоило ли ломать копья?

Соперники должны «раскопать» вопрос, который спрятан в суждении.

Вариант: Команды дают для превращения в риторические вопросы произвольные высказывания (в том числе и общеизвестные), которые не предполагают в обычном общении существования риторического вопроса.

Например: «Карету мне, карету!»,

«Коня, полцарства за коня!», «Пришел, увидел, победил.

Задача соперников – превратить предложенные суждения в риторические вопросы. Команды могут предлагать собственные варианты вопросов к своим суждениям.

 

«Кодирование песни».

Тренинговая группа делится на две команды, каждая из которых предлагает соперникам разгадать контекстно-смысловой ряд, передающий содержание куплета песни.

Например: Служитель культа совершил насильственные действия в отношении одушевленного биологического объекта, находившегося в его собственности, закончившиеся летальным исходом, невзирая на эмоциональную привязанность к последнему. Эти действия были спровоцированы присвоением со стороны упомянутого одушевленного биологического объекта некоего иного объекта, некогда также бывшего биологическим одушевленным, но на тот момент переставшего быть одушевленным. В результате служитель культа поместил оба объекта в недра и создал бесконечный информационный алгоритм, сообщающий, что… (читай сначала).

Ответ: У попа была собака.

 

«Поиск причины».

Какой-либо участник группы «оправдывает» действие называя его причины, затем причины причин, причины причин причин и т.д. до тех пор, пока удается найти аргументы.

 

«Поиск цели».

Один из участников занимает ступ перед группой и высказывает некоторое свое желание. Задача – путем выяснения целей целей и целей целей целей выяснить истинные, окончательные цепи этого желания участника.

 

«Родственники».

Установить последовательность и возможность комбинации родственных отношений, когда человек становится себе:

а) племянником,

б) дядей,

в) дедушкой.

 

«Конструирование ошибок».

Участникам предлагается сконструировать определения к некоторым понятиям: бочка, корова, трамвай, снег и т.д. Работа может начаться в индивидуальном режиме добровольцами, после чего сконструированные ими определения выносятся на суд группы, которая совместными усилиями доводит их до правомерных, неошибочных определений.

1. Найти ошибку в рассуждениях:

Докажем, что 2*2=5.

Доказательство: 4:4=5:5.

Вынесем за скобки общий множитель каждой части: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, сократив их получим 4=5, а следовательно 2*2=5.

2. Найти решение софистических парадоксов:

а) Брадобрей должен брить только тех, кто не бреет сам себя. Те, кто не бреет сам себя, должны бриться у брадобрея. Но если брадобрей не будет брить сам себя, то получается, что он не может этого делать.

б) Некто попросил Вас не выполнять его просьбы.

в) Врет ли человек, когда сообщает, что он врет?

г) Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял врагов.

Ты имеешь врага.

3. Сконструировать вопросы всех возможных типов ко всем возможным предметам по мотивам песенки «У попа была собака».

Команды по очереди, без предварительной подготовки конструируют вопросы. Команда, не сумевшая задать очередной вопрос, выбывает из упражнения.

Можно ввести систему подсчета очков, построив приоритеты вопросов:

Безусловные уточняющие вопросы – 1 балл.

Условные уточняющие вопросы – 2 балла.

Восполняющие вопросы: «Кто?» «Какой?» – 3 балла.

«Что?» «Где?» «Когда?» – 4 балла.

«Почему?» – 5 баллов.

1
2
Поиск


Наш опрос

Ваш любимый праздник?
Всего ответов: 473

Перепубликация данных материалов
разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник! © 2011-2013
Создать бесплатный сайт с uCoz