Вариант 2:
· После 13:00 полиция не смогла отыскать садовника
· В саду был найден молоток садовника со стертыми отпечатками пальцев и кровью Хадсона
· Полиция заявила, что звонок был произведен со станции Луисвиль в 50км от Питсберга
· По показаниям Миссис Хадсон в 11:15 в дом заходил садовник
· Все свои коллекции Хадсон завещал Шеперсону
· Садовника нашли у матери на следующий день после убийства
· На подоконнике окна мистера Хадсона были обнаружены отпечатки пальцев садовника
· В саду был найден платок миссис Хадсон
· Экономка доктора Шеперсона показала, что, уехав после звонка, доктор забыл положить в сумку инструменты и лекарства
· Доктор Шеперсон вернулся домой в 11:30
· Окна в комнате Хадсона были закрыты изнутри
· Доктор Шеперсон, осмотревший мистера Хадсона в 10:55 заявил, что он абсолютно здоров
· Соседи уверяли, что доктор Шеперсон был влюблен в сестру садовника, живущую с матерью, и часто тайно ее навещал
· Согласно завещанию, миссис Хадсон получила все деньги мужа
· Женщина, позвонившая миссис Хадсон в 11:55, заявила, что мистер Хадсон мертв
· По показаниям миссис Хадсон, за день до убийства Шеперсон приглашал Хадсона на дружескую вечеринку
· Доктор Шеперсон долгое время был врачом Хадсона
· Экономка уверяла, что когда доктор вернулся от Хадсонов, у него в сумке что-то было
· Соседи уверяли, что мистер Хадсон собирался уволить садовника
· После похорон миссис Хадсон уехала из города
· Замок на двери мистера Хадсона защелкивался автоматически
· По сообщению полиции, смерть наступила между 11 и 12 часами
· В 12:30 Шеперсон прибежал к Хадсону и, выломав дверь, обнаружил, что Хадсон мертв
· В 11:25 в дом заходила молочница и оставила в прихожей молоко
· Уходя из дома, садовник заявил, что мистер Хадсон заперся в кабинете, не отвечает на стук и что-то напевает
· Садовник видел, как в 11:05 доктор Шеперсон вышел из дома Хадсона
· В свободное время Хадсон любил посещать Луисвильский клуб любителей пива
· Прибывшая в 13:00 полиция заявила, что Хадсон скончался от удара по голове тупым предметом
· Садовник приходил к мистеру Хадсону, чтобы отпроситься с работы для поездки в Луисвиль, где у него живет мать
· Мистер Хадсон неплохо пел в школьном ансамбле
· Молочница слышала голос мистера Хадсона и странный свист и поскрипывание
· В 11:25 проходя мимо комнаты мистера Хадсона, миссис Хадсон слышала, как он что-то напевал
· Хадсон и Шеперсон дружили со школы и оба коллекционировали древние рукописи, марки, магнитофонные записи и монеты
· По показаниям матери, садовник приехал в Луисвиль около 14 часов
· В 12:00 миссис Хадсон позвонила доктору Шеперсону потому, что была обеспокоена телефонным звонком
· На шпингалетах были обнаружены отпечатки пальцев миссис Хадсон
Решение детектива: Убийца - доктор Шеперсон (из дома он ушел с пустым саквояжем, вернулся - не с пустым).
«Название, девиз, песня»
После «Детектива», в процессе которого формируется структура группы, эффективная для решения интеллектуальных задач, можно приступить к придумыванию и элементов корпоративной культуры отряда.
1. Упражнения «полезные» и «на всякий случай»
«Выбрасывание пальцев»
Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.
«Необитаемый остров»
Инструкция: «Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете:
А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;
Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);
В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).
На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в».
По истечении назначенного времени все садятся вокруг освоенного «острова». Ведущий предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и не был доволен.
Этому разговору можно посвятить 20 – 30 минут.
«Портрет лидера»
Для выполнения упражнения группа делится на две группы.
ü образный. Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 10 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и еще 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.
ü качества. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.
ü обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После этого листки подписываются и собираются ведущим).
«Ужасно-прекрасный рисунок» (15 мин.)
Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину.
Обсуждение.
«Летающие яйца»
Цели:
1. Увеличить сплоченность в группе.
2. Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи.
3. Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе.
Процесс:
1. Инструкция:
«У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия решений. Удачного полета!»
2. Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе.
3. Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание.
4. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо.
«Незаконченные предложения»
В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно принятыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила. |
Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали (3 минуты).
Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений.
— В этой группе нежелательно…
— В этой группе опасно…
— Из этой группы будет исключен тот, кто…
— В этой группе можно…
Вопросы для обсуждения:
— В какой степени действующие в группе правила ясны участникам?
— Насколько широк спектр негласных норм?
— Какие из них полезны, а какие обременительны?
— Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?
«Приглашение к совместной деятельности»
Многие ведущие упускают из виду, что необходимо тщательно отслеживать свое отношение к участникам группы и их отношение к себе. В силу авторитета, создаваемого его положением, и в результате разнообразных проекций, в группе легко может сложиться отношение к ведущему, как к могущественному, обладающему властью отцу. Причем это отношение может включать в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Я считаю важным, чтобы участники установили с ведущим партнерский контакт. Предлагаемая психологическая процедура позволяет осознать и обсудить отношение участников к ведущему. |
Инструкция: Я хочу вместе с вами исследовать наши отношения. Предлагаю сделать это следующим образом: пусть сейчас каждый из вас представит себе, что он имеет возможность пообщаться со мной не в группе, а в любой другой ситуации. Подумайте, что бы вы хотели делать вместе со мной. Запишите на карточках одной-двумя фразами то, что пришло вам в голову. Потом поставьте свою подпись и передайте карточки мне. Я зачитаю их вслух, а затем мы проведем совместное обсуждение. В ходе этого обсуждения я расскажу о своих внутренних ощущениях.
Вопросы для обсуждения:
— Насколько широк оказался спектр желаний участников?
— Какие желания вызваны особенностями личности ведущего, а какие — скорее его ролью?
— Какова была реакция ведущего на различные желания участников?
— Какие формы поведения ведущего неприятны
участникам, а какие, наоборот, нравятся'?