«Зоопарк»
Упражнение выполняется в группе и рассчитано на полное внутреннее раскрепощение. Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение 2–3 минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру движения, повадки, звуки и т.д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно постараться изобразить это существо… Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто какое существо изображал, и анализируя, насколько кто был раскован, как «отпускал» свои эмоции.
«Полноценное дыхание»
· Дышите «нормально», то есть как обычно, одновременно следите за тем, какие части тела принимают в этом участие и в каком порядке (вы дышите носом или ртом; когда выдыхаете, приподнимается ли у вас во время вдоха сначала живот, потом грудная клетка, затем воздухом наполняется пространство под ключицами или все происходит в иной последовательности?).
· Встаньте или сядьте, выпрямив спину. Вдыхайте носом воздух так, чтобы сначала наполнить им нижнюю часть легких (можете выпятить живот), затем среднюю часть легких (при этом у вас расширяется грудная клетка) и, наконец, верхнюю часть легких, как бы под ключицу.
· После вдоха на некоторое время задержите дыхание. Затем медленно выдыхайте через нос так, чтобы опорожнить легкие в той же последовательности, в какой вы наполняли их при вдохе, – то есть начните с живота. Пытайтесь выдыхать посильнее (как если бы вы надували мяч), особенно из живота. Прервитесь, когда выдыхать будет просто нечего.
В состоянии психологического стресса человек наиболее часто задерживает дыхание и дышит весьма поверхностно («еле дышит от страха»). Недостаток кислорода делает свое дело, вследствие чего усиливается тревога, и это приводит иногда к разного рода неприятным физическим проявлениям, в том числе и к аудиторному шоку, поэтому при стрессах:
· Сядьте ровно и вдыхайте так, как вы этому учились в предыдущем упражнении. Вдох должен длиться столько времени, за которое вы сможете не спеша сосчитать до пяти.
· Далее на три счета задержите дыхание.
· Выдыхая, считайте до пяти, затем снова на три счета задержите дыхание.
· Считайте ритмично; весь цикл повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что успокоились.
Непосредственно перед выступлением полезно следующее упражнение:
· Сделайте вдох, отведя локти и плечи назад. Затем еще раз резко вдохните воздух, но только в нижнюю часть грудной клетки или, скорее, в живот. Наберите воздуха столько, чтобы почувствовать давление в животе. Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох. Упражнение повторите несколько раз подряд.
«Фокусировка»
Упражнение выполняется за 10–15 минут до начала выступления. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде: «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» – на правой руке, «Кисть!» – на кисти правой руки, «Палец!» – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде – «Кончик пальца!» – на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать себе с интервалами в 10–12 секунд. Найдите при этом благоприятный для вас ритм.
«Снятие мышечных зажимов»
Упражнение выполняется дома, когда никто вам не мешает. Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела. Руки сожмутся в кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. Крайне неприятное состояние, но вам придется пробыть в нем 4–5 секунд, после чего мысленно скомандуйте себе «сброс!» и моментально сбросьте с мышц все напряжение. Проделайте это 4–5 раз подряд, и вы почувствуете не только приятное ощущение расслабленной мускулатуры, но и каждую свою мышцу в отдельности.
А теперь представьте себя перед кафедрой, встаньте перед столом и сделайте это упражнение, сразу после сброса напряжения сделайте глубокий вдох, на выдохе начинайте говорить.
- Ведущий предлагает участникам игры принять какую-либо заведомо неудобную позу: не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи, сесть неестественно прямо, коснуться пальцами рук основания задней ножки стула и т.п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения – зажимы. Участникам игры дается задание: максимально точно выделить область возникшего зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим.
Как правило, при выполнении этого упражнения члены группы отчетливо ощущают комок напряжений, который с каждой последующей попыткой все легче рассасывается, растворяется в потоках внутреннего тепла.
Развлекательным вариантом этой игры является поиск и снятие «зажимов» у хорошо известных скульптур через копирование их позы.
- Участники игры разбиваются на пары и выполняют ряд совместных действий: здороваются, передают книгу, записывают адрес, подают пальто и т.п. По сигналу ведущего все замирают в позе, в которой их застала команда: «Замри!». Ведущий подходит к каждому из застывших и определив, в какой части тела есть зажим, дотрагивается до этого места -напряжение должно сниматься, а движение завершаться, а потом он оценивает, кто из всех чувствовал себя наиболее раскованно, то есть сам умеет снимать зажимы.
«Психоэнергетический зонтик»
При ответе на экзамене, у доски, при выступлении перед любой аудиторией старайтесь представить, что за счет вашей волн и сознания над всеми присутствующими образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех, кто вас слушает. Ваша цель – уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего вашего монолога.
Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении (методические рекомендации):
· Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной. Небольшое количество адреналина не принесет вреда. Как утверждает Гельвеций: «Мысль входит в сознание вратами чувств». Самые профессиональные ораторы, актеры испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией.
· Анализируйте свою аудиторию или своего предполагаемого собеседника, чувствуйте его настроение.
· Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!
· Сделайте «успокаивающие» записки (планы, имена собственные, даты, образные выражения и др.).
· Представьте свой успех: внимательную аудиторию, уверенную улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего.
· Используйте аудиовизуальные средства.
· Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь, но не в день своего выступления.
· Заранее ознакомьтесь с комнатой, где вам предстоит выступать.
· Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения.
· Будьте уверены в своем вступлении и заключении.
· Позаботьтесь о температуре, освещении и вентиляции.
· Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.
· Не расходуйте энергию до выступления.
· Установите «контакт глаз» с несколькими дружелюбными лицами.
· Говорите громко, чтобы разогнать нервозность.
· Используйте свое остроумие, но не заготовленные шутки, которые могут и не сработать.
· Постарайтесь избегать ошибок. Но не извиняйтесь, если их допустите, большинство слушателей едва ли заметит ошибки.
· Не держите себя слишком серьезно.
«Задавлю стихами»
Цель игры – проверить умение воздействовать на оппонента своим биополем.
Ход игры. Все участники игры разбиваются на пары, пары садятся друг против друга, берут друг друга за руки и, глядя глаза в глаза, начинают читать стихи (разные!). Каждый старается не слышать другого, но сбить его чисто физически – не кричать, голоса не повышать, а брать проникновенностью, «достать до души». Кто – кого?
Вопросы для рефлексии:
Кто старался просто не сбиться? Кто старался быть услышанным?
Кто старался быть услышанным и «достать другого»?
Затем упражнение повторяется, но теперь победитель читает стихи более тихим голосом (насколько сможете, понижайте голос, чтобы все-таки победить или, по крайней мере, не проиграть).