Обучающие задачи: учить передавать особенности походки разных животных.
Материалы и оборудование: пальчиковые куклы «лесные зверята», мягкая игрушка медведь, кукольный домик-теремок, аудиокассета с записью веселой русской мелодии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть первая — организационная (3 мин.)
Дети стоят вокруг воспитателя, который предлагает каждому ребенку «поймать конфету», хлопнув одновременно с ним в ладоши. Дети «едят» воображаемую конфету и рассказывают, какова она на вкус (вкусная, сладкая, малиновая). Важно обратить внимание детей на то, что хлопнуть в ладоши нужно одновременно с воспитателем. Затем воспитатель и дети «слушают» свои ладошки: ладони выпрямлены, руки согнуты в локтях, дети приставляют левое и правое ухо попеременно то к одной, то к другой ладони. Упражнение повторяется два-три раза.
Дети вместе с педагогом:
А ладошки говорят: «Пальцы в лес идти хотят!»
Вторая часть — основная (14 мин.)
Дети садятся за столы. Педагог проговаривает текст, дети повторяют за ним движения пальцами на поверхности стола. Дети должны почувствовать, как движения пальцев рук могут сочетаться с интонационно выразительной речью.
Педагог:
Пальчики отправляются гулять в лес и идут по дорожке: «топ, топ, топ!». Через кочки перепрыгивают: «прыг-скок!». Побежали быстро от дождя укрыться: «топ, топ, топ!». Теремок увидели, постучались: «тук-тук!». Никто пальчикам не отвечает.
На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Повертели, покрутили, Постучали и открыли.
(Пальцы и ладони соединены в замок, «замок крутится» в разные стороны.)
В теремочке звери Разные живут. В теремочек звери В гости нас к зовут.
Воспитатель достает из теремка пальчиковых кукол, которых дети надевают на указательные пальчики. Дети свободно размещаются по комнате. Проводятся упражнения с пальчиковыми куклами. Упражнение «Зверята здороваются»: указательный палец руки сгибается и разгибается. Упражение «Зверята ходят»: надо двигать кистью руки, изображая движения лисички, зайца, медведя, мышки, ежика. Важно следить за равномерным поворотом кисти вправо-влево. Воспитатель хвалит «ребят-зверят — настоящих артистов» и сообщает, что в теремке спит Мишка-соня, которого нужно разбудить.
Педагог вместе с детьми:
Мишка-соня, вставай! Нас, зверяток, догоняй!
Перед тем как будить Мишку, педагог обращает внимание детей на то, что взгляд их куклы должен быть направлен на того, кому адресована речь, — в данном случае на Мишку. Кукла должна слегка двигаться в такт речи. Медведь просыпается, выбегает из теремка, старается поймать зверят и рычит. Дети прячут кукол за спину. Игра повторяется два-три раза под веселую народную мелодию. В конце игры медведь и куклы на пальцах у детей «танцуют».
Дети вместе с педагогом:
Ах, Мишка-медведь, Что ты вздумал реветь? Лучше, Мишка, попляши. Всех ребяток рассмеши!
Часть третья — заключительная (3 мин.)
Педагог: Пора нашим зверятам возвращаться в теремок.
Дети прощаются с куклами. Педагог и дети благодарят друг друга за хорошее занятие громкими аплодисментами.