Вводное занятие по «кукловедению» для детей 3—4 лет
Тема: «Знакомство с куриным семейством».
Цель: активизировать познавательный интерес к кукольному театру.
Обучающая задача: научить детей элементарным приемам работы с куклами «колечко на пальце».
Материалы и оборудование: куклы «колечко на пальце», «петушок» и «курочка», «кошка», гнездышко с цыплятами (куклами «колечко на пальце»), аудиозапись с веселой музыкой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть первая — организационная (3 мин.)
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям послушать и назвать звуки, «которые живут» в театральной комнате: тикают часы, гудит лампа, кто-то сопит и т.п. Неожиданно раздается храп. Дети вместе с воспитателем ищут храпящего. Оказывается, это петушок. Он спит и похрапывает во сне. Дети будят Петушка и просят его спеть утреннюю песенку.
Дети:
Петушок, вставай, вставай! Свою песню запевай!
Петушок:
Раньше всех я встаю. Только как же я пою?
Дети: «Ку-ка-ре-ку!»
Петушок:
«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Вот как утром я пою!
Дети садятся на стульчики. Во время упражнения в театральной комнате должна быть абсолютная тишина, иначе атмосфера таинственности будет разрушена.
Часть вторая — основная (9 мин.)
Петушок: Здравствуйте, детишки! А почему вы не все поздоровались? Может, у вас язычков нет?
Дети вместе с воспитателем (показывают и прячут язычки): Ам! Никому не дам!
Петушок: Язычки у вас есть. Но, может, у вас горлышко болит? Что-то вы ротики не раскрываете?
Дети вместе с воспитателем (широко раскрывая рты): А-а-а!
Петушок: Нет, горлышко ни у кого не болит. Может, детки еще не совсем проснулись?
Дети открывают глаза вместе с воспитателем и улыбаются.
Воспитатель:
Тут и пальчики проснулись, Шевельнулись, потянулись И сказали: «Здравствуйте!»
Дети соединяют пальчики левой и правой руки (указательный к указательному, средний — к среднему и т.д.), последовательно отрывают друг от друга каждую пару пальцев: пальцы «здороваются» друг с другом. Во время упражнения дети должны убедиться в подвижности артикуляционного аппарата и широких возможностях пальцев рук.
Петушок:
А теперь, ребятки, Быстро на зарядку! Каждый день петушок Делает зарядку. Очень нравится ему Все делать по порядку: Весело шагать (ходьба на месте), Крылья поднимать (руки вверх-вниз), Приседать и вставать (приседания 4—6 раз), Прыгать и скакать (прыжки), Весело кричать: «Ку-ка-ре-ку!»
Дети повторяют движения за воспитателем, игра повторяется два-три раза. Петушок хвалит детей за хорошее исполнение упражнений во время зарядки. Затем он прощается с ребятами.
Петушок:
До свидания, ребятки. К вам сейчас придет хохлатка — Моя курочка придет И цыпляток приведет.
Педагог предлагает детям позвать курочку с цыплятами.
Дети (вместе с педагогом): Цып-цып-цып!
Появляется курочка с гнездышком, в котором находятся цыплятки — куклы вида «колечко на пальце». Дети садятся на стульчики.
Курочка:
Здравствуйте, ребятки! Вот мои цыплятки. До чего же хороши Мои цыплятки-малыши!
Курочка предлагает детям подружиться с цыплятами. Дети надевают на пальчики «кукол-цыплят».
Курочка:
Выходите, малыши, Собирайте крошки, И жучков, и червячков Прямо на дорожке.
Дети сгибают и разгибают указательный палец, на который надето колечко: изображают, как цыплята клюют зернышки. Затем цыплята пляшут и пищат: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны.
Часть третья — заключительная (3 мин.)
Дети свободно располагаются по комнате и повторяют упражнение. «Цыплята клюют»: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны при ходьбе. Вдруг появляется кошка, дети «прячут цыплят», закрыв ладошкой.
Педагог:
На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет!
Игра повторяется два-три раза. Во время игры важно, чтобы дети «прятали» цыплят от кошки лишь при ее появлении. Затем кошка уходит, а курочка с цыплятами прощается с ребятами и обещает обязательно снова прийти в гости.