Приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству, научить понимать народную мудрость.
Задачи: Учить детей различать жанры русской народной песни, учить выразительно исполнять песни разного характера. Развивать у детей умение различать и передавать в движении характер музыкального произведения, свободно ориентироваться в пространстве. Воспитывать самостоятельность, желание проявлять себя в пении, в пляске. Развивать чувство ансамбля, умение правильно играть на шумовых музыкальных инструментах.
Оборудование: люлька с куклой; иллюстрации с голубками; ложки деревянные, шумелки, бубен, колокольчик; аудиокассета "Светит месяц”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в русскую избу под русскую народную мелодию "Русский хоровод”.
М.Р. предлагает детям прослушать новую колыбельную песенку "Люли, люли, люленьки” и просит выйти одного ребенка и показать, что надо под эту песню делать.
М.Р. Что это за песня? Как она называется? А почему она так называется? Раньше кроватки делали так, чтобы их можно было покачивать. Они назывались колыбелью, от слова "колебать” или "качать”. А кто такие гуленьки?
М.Р. показывает картинку и изображением голубя, объясняет.
- Гуленьки – так ласково называют голубей. Слышали вы, как разговаривают голуби? Они воркуют гур – гур. Какое настроение этой колыбельной: она спокойная, светлая, ласковая А какую колыбельную знают детки?
"У кота воркота”
М.Р. – А теперь, внимание.
Веселая словесная игра, ждет вас детвора! Ты малыш, не ленись, язычком потрудись.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
Шуточная песня "Как повадился коток”.
Эта песня шуточная. Русский народ очень любит шутку, песни, прибаутки и сочиняет много веселых радостных шуточных песен.
Знает русский наш народ
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.
Сели, посидели, песню запели.
Ну и мы сейчас начнем,
Дружно песню запоем.
"2 веселых гуся”
Ну-ка мальчики, вставайте.
Живо пляску начинайте.
"Пляска с платочками”
Ну, ребята, молодцы!
Танцевали от души.
М.Р. (поет) Я пойду да разойдусь
По зеленой, по траве.
Заиграли гармонисты
Все волнуется во мне.
Сейчас я вам исполняла частушку.
Частушка – это коротенькие плясовые песенки, которое исполнялись на гуляньях, посиделках.
Девочки их сейчас исполнят, а мы дружно, как умеем, так и спляшем.
Частушки
М.Р. А сейчас пора нам встать
Да в игру поиграть.
Только надо посчитать
Чтобы Зайку выбирать.
Считалка: Ту–ка, ту-ка, пузырь молока, кто его выпьет, тот и выйдет.
Игра - хоровод "Мы на луг ходили”
М.Р. У меня есть колокольчики и ложки. Кто хочет поиграть немножко?
Цель: способствовать расширению у детей знаний о празднике Рождества; знакомству с христианской культурой; воспитанию любви, доброты, справедливости.
Ход мероприятия: Дети, я принесла елочку, давайте нарядим ее игрушками, которые вы сделали сами в группе и на занятиях Дизайн–студии, и будем праздновать с вами "Рождество”. В России Рождество празднуется в январе, когда елка еще стоит в доме. Ее вечнозеленые ветви напоминают нам о даре вечной жизни. Рождество – это не только религиозный праздник. Это великий, светлый, радостный праздник. Праздник доброты, благородства, любви, справедливости.
Исполнение песни "Яркая звездочка”.
Ребенок: Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотою.
Ребенок: Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.
Ребенок: И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло.
Ребенок: Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов.
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов.
Ребенок: Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна.
Ребенок: В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз,
Свершилось великое чудо воочию, -
Родился младенец – Христос!
Ребенок: Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа!
Ведущий: Первыми из людей, получившими весть о рождении Младенца, были пастухи, которые пасли стада неподалеку от города Вифлеема.
3-5 мальчиков исполняют "Танец пастухов” (еврейская народная мелодия).
Инсценировка:
"Пастухи сидят у костра”.
Ребенок: Ветер по траве бежит волною,
Чуть мерцает в темноте костер.
Небеса с сияющей луною
Словно звездный шелковый шатер.
Ребенок: Ночь благоухает лавром тонко,
Серебрится в ручейке вода.
У костра беседуют негромко
Пастухи, пасущие стада.
Ребенок: То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес!
Звезда катилась от востока.
Девочки исполняют "Танец ангелов”.
Ангел: Мы, Ангелы Божьи, в небе летаем,
Радость великую всем возвещаем.
Ликуйте, пастухи!
Прощены вам все грехи!
Ангел: Вы пойдите, пастухи,
Чуду подивитесь!
Вы пойдите, пастухи,
Богу поклонитесь!
Ангелы улетают (под звон колокольчиков).
Пастухи: Мы пойдем, пастухи,
Чуду подивиться.
Мы пойдем пастухи,
Богу поклониться.
(Пастухи уходят).
Ведущий: Когда ангелы улетели, пастухи, оставив скот, отправились в Вифлеем, чтобы поклониться Божественному младенцу.
Почему же Всевышний открыл эту тайну простым людям, пастухам? Чем заслужили они милость Божию? Потому что пастухи были добрыми людьми с чистыми сердцами.
Правильно! Не Царям, не сильным мира сего ангел возвестил о рождении Спасителя мира, а бедным, занятым простым мирным трудом людям, у которых доброе сердце и чистая душа.
Ребенок: В вышине бездонной
Звёздочка горит,
Труд смиренный, скромный
Богом не забыт.
Ребенок: Первыми в пещеру
Пастухи пришли.
Искренняя вера. –
Это соль земли.
Ребенок: Кротость и терпенье,
Жизнь совсем проста,
Бедным утешенье
Эта ночь свята!
Взрослые исполняют песню "Маленький Иисус"
Над пещерой, где родился Божественный Младенец, в ту ночь засияла необычайно яркая звезда. Она возвестила людей о том, что в мир пришел Спаситель.
Ребенок: В небе звездочка зажглась золотая.
Эта звёздочка была не простая
Ярче всех, та звезда сияла,
Нам к спасенью путь озаряла.
Ведущий: По звезде нашли дорогу к пещере, в которой родился Спаситель, мудрецы Востока - волхвы. Они пришли поклониться Младенцу и принесли Ему дары! Золото, ладан и мирру.
Ребенок: Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.
Слиток золота в одном ларце лежал,
И сиял он ярче, чем заря.
Этот дар волшебный означал,
Что Христа величают как Царя.
Видеозапись (м/ф, фрагмент) "Поклонение волхвов".
Ребенок: Мой Спаситель был дитя,
Таким маленьким, как я.
Слушал он всегда во всём
Папу с мамой день за днём.
Ребенок: Мой Спаситель был дитя,
Таким маленьким, как я.
Папу с мамой он любил,
Только правду говорил.
Ребенок: Я Спасителя люблю,
Всегда правду говорю,
И хочу сильней всего
Быть похожим на него.
Взрослые исполняют песню "Рождественский мотив” (Чудо из чудес).