Меню сайта
Сценарии праздников

Подписка


Форма входа




Упражнения для развития гибкости мышления

 

Упражнения помогают научиться получать нужный результат, действуя нестандартно в стандартной ситуации.

Женщина спортивного типа, молодая, энергичная получила в банке ссуду – очень крупную сумму. Дело было в сумерках, провожатого при ней не было, банк был расположен за сквером, выходящим на оживленную улицу. Женщина рискнула выйти из банка и перебежать сквер. Деньги находились в женской сумке на длинном ремне, перекинутом через плечо. В середине сквера у фонтана, когда до тротуара оставалось метров сто, женщину настиг грабитель и схватил сумочку, прижатую плотно локтем к телу. Женщина подняла руки и… совсем неожиданно для грабителя стала поправлять ему шарф на шее, ласково приговаривая: «Милый, да ты ведь простудишься!…» Мужчина схватился обеими руками за свой шарф, а женщина мгновенно бросилась в сторону к улице, вклинилась между двумя совершенно незнакомыми мужчинами, схватила их под руки, воскликнув: «Володя! Олег! Где вы пропали! Я так долго вас ждала!» – и ушла вместе с ними…

Именно на этом принципе основана система упражнений, предложенная Е.Н. Келасьевым в статье «Некоторые подходы к развитию гибкости мышления». Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления:

1. Изменение привычных временных связей:

1.1. Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит – «выстрел»).

1.2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния).

1.3. Прием резкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

1.4. Прием перемещения вдоль временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

 

2. Изменение привычных пространственных связей:

2.1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).

2.2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).

2.3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

 

3. Изменение привычных связей общности:

3.1. Прием логического вычитания из объектов общ-ностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается признак «крутость» -плоская земля и что на ней происходит).

3.2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения («дождь» и «ракета» – падают на землю; разложить воду на «кислород» и «водород» – топливо для ракеты).

3.3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее свежего воздуха).

 

4. Изменение привычных связей преобразования действий:

4.1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит; груз, который ничего не весит; пища, которой не насыщаются; сверх-уннкальный завод оборонного значения, который выпускает пластмассовые крышки).

4.2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).

4.3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте).

4.4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма, холод прячется от человека).

4.5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100000 человек).

4.6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом – палатка – шалаш – тент).

4.7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса; Иванушка-дурачок, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная).

4.8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект).

 

Чтобы придать всем этим упражнениям для развития гибкости мышления занимательный и творческий характер, можно использовать два приема:

 

1. Составление «лимериков»своеобразная игровая форма осмысления и освоения темы.

По форме «лимерики» напоминают круг: рифма в них организуется по типу «aabba». Содержание тоже достаточно формализовано: в первой строке производится презентация героя, которая завершается названием города или деревни, где этот герой пребывает; далее сообщается о каком-либо странном поступке или свойстве героя; в завершающей (пятой строке) изображается реакция окружающих на этот поступок или свойство. Например:

«Образованный джентльмен с Лонг-Бич

Произнес беспорядочный спич.

Ему дали огарок

И сказали: «Был ярок,

Но мучительно долог ваш спич!»

 

2. Составление «Вредных советов», аналогичных известным «Вредным советам» В. Остера.

 

«Прорыв».

Участники игры делятся на две группы, каждая из которых образует две концентрические окружности: наружный круг и внутренний круг. Игрокам, стоящим во внутреннем круге, дается 1 минута на размышление: к кому из стоящих во внешнем круге подойти и как убедить этого человека выпустить из круга. Действовать надо по принципу «здесь и теперь», то есть не выходить из ситуации, сложившейся в группе. Задача стоящих во внешнем круге – не выпускать никого, не поддаваться на уговоры, убеждения и другие приемы воздействия.

Времени для «прорыва» из внутреннего круга дается 2 минуты, после чего идет рефлексия действий и «прорывающихся», и «державших границу на замке».

 

«Таможня».

Из состава участников игры выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с «иностранцами», чтобы выяснить, кто из них «провозит запрещенный товар». В качестве такого «товара» могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не реальные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам» и ведут беседу, а «наркотиками» – вложенный в одну нз книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить задачу, опираясь лишь на свою наблюдательность, интуицию, право задавать вопросы любого характера, умение анализировать полученную информацию как с точки зрения содержания, так и невербальных средств общения.

Пока «таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «иностранных гостей», те за дверью придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.д. Главная задача «иностранных гостей» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников» и помешает им принять правильное решение. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание «таможенников».

В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия «иностранцев» часто «выдают их с головой»: тот, кто «везет запрещенный товар», часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из «гостей», кто свободен от «контрабанды».

Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решат, у кого из «иностранцев» спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.

В заключение игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильные и почему. Выявляется, по каким признакам «работник таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан «запрещенный товар».

 

«Достойный ответ».

Каждому участнику игры предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, «ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на один месяц, а прошло уже целых три». Потребуйте от него вернуть долг, обращаясь к кому-либо из группы в различных стилях: а) агрессивном, б) неуверенном, в) уверенно-достойном.

Все члены группы должны пройти через это упражнение для развития гибкости мышления, причем обязателен обмен ролями.

Примерные ситуации для упражнения:

-       Друг занимает ваше время разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите…

-       Ваша подруга устроила вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…

-       Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему…

-       Ваша подруга просит одолжить ей на вечер новое платье, а вам не хотелось бы, чтобы кое-кто мог видеть другую в этом платье и сравнивать. Вы говорите…

 

«Мудрый поступок».

Каждая микрогруппа получает карточку с описанием сложной ситуации, поступка виновницы или виновника конфликта и описанием стандартного поступка в ответ. Группа должна найти нестандартное решение победного выхода из этой ситуации.

-       Вас внезапно начинают избегать одноклассники. При вашем появлении смолкают разговоры. Главный виновник: так называемая лучшая подруга. Прикидываясь верным другом, она выведывает ваши планы и мысли, но лишь для того, чтобы потом в искаженном виде разболтать их другим. Ее цель – утвердиться за ваш счет. Обычная ошибка: или не обращать внимания, или устроить громкий скандал.

-       Ваш знакомый выводит вас из себя своими язвительными шутками. Содержанием этих шуток является все: ваша внешность, одежда, макияж, прическа, стиль поведения, успехи и неудачи. Обычная ошибка: язвительно заметить, что его тупые шуточки несмешны.

-       Вас выбрали старостой класса. Ваша одноклассница не желает подчиняться вашим распоряжениям. Виновница: недовольная. Пока вы были равны, отношения ваши были как нельзя лучше, но как подчиненная она стала настоящей фурией. Обычная ошибка: откровенно поговорить с ней о ее недостойном поведении.

-       Обычно с классным руководителем вы общаетесь очень мирно. Но вы приносите официальное письмо из спортивной школы о необходимости вашей поездки на соревнования, и она взрывается. Без всякого повода она начинает кричать о конце четверти, о том, что класс распустился, никто не думает об учебе, на уме только дискотеки и соревнования. Виновник: неуправляемый холерик. Ее внезапные вспышки непредсказуемы. Обычная ошибка: обнаружить свой страх или замешательство, в особенности – разреветься.

-       Вы находитесь с классом на практике или в летнем трудовом лагере. Одна из ваших приятельниц вечно жалуется на недомогание и подкидывает вам работу не только на рабочем месте» но и взваливает на вас бытовые хлопоты: уборка, мытье посуды и др. Виновница: лентяйка, нагло отлынивающая от работы. На танцах вечером она может веселиться в полную силу, а вымыть тарелку после еды нет возможности. Обычная ошибка: проявить сочувствие и понимание, «не мелочиться».

-       У вас есть свежая идея относительно проведения новогоднего вечера. Вы неосторожно поделились этой идеей с приятельницей, но полчаса спустя, когда вас собирает для разработки сценария организатор внеклассной работы, вы с удивлением обнаруживаете, что Марина Игнатьевна излагает эту идею, называя авторам вашу приятельницу. Обычная ошибка: отказаться от борьбы, потому что с такими «паразитами» бороться бесполезно.

Поиск


Наш опрос

Ваш любимый праздник?
Всего ответов: 482

Перепубликация данных материалов
разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник! © 2011-2013
Создать бесплатный сайт с uCoz