Меню сайта
Сценарии праздников

Подписка


Форма входа




Что такое тренинг?

В настоящее время тренинг как один из способов профессионального и личностного развития все более интенсивно проникает в различные сферы человеческой деятельности, особенно в бизнес.
Все больше и больше руководителей, в том числе директоров и менеджеров по персоналу, понимают необходимость обучения своих сотрудников, так как это непосредственно влияет на успех компании и выживание ее на рынке.

Известно, что кадры решают все. Вряд ли кто-то станет спорить с этим утверждением. И все чаще для развития и профессиональной переподготовки персонала выбирается именно тренинг. Что же он собой представляет?

Бизнес-тренинг – это курс повышения квалификации, как правило очень короткий (1-4 дня). Например, это может быть однодневный тренинг «Искусство проведения эффективных презентаций», предназначенный для менеджеров, которым по роду занятий приходится часто показывать товар лицом, или двухдневный - «Как правильно планировать время», где каждый из хронических опоздальщиков учится распределять все свои дела по четырем группам: А – важные и срочные, Б – важные, но не срочные, В – срочные, но не важные, Г – не важные и не срочные. Как видно из этих примеров, на тренингах обычно учат тем навыкам, которые могут применяться во многих областях деятельности.

В основе большинства тренингов лежат западные курсы, как правило, написанные профессионалами и для профессионалов. Сейчас все они специально адаптируются к нашим российским реалиям – в отличие от переводных книг, в которых до сих пор можно найти не вполне адекватные нашей действительности советы.

Обучение проводят специально подготовленные люди, которые называются тренерами. Каждый из них прошел особую подготовку и имеет достаточный опыт проведения курсов по определенной тематике. Обычно эти люди имеют базовое или дополнительное психологическое образование.

Тренинги – это очень интенсивное обучение. Некоторые длинные тренинги разбиваются на части, на каждую из которых отводится по два-четыре дня. Продолжительность одного учебного дня ,как правило, 8-10 часов. Оптимальное количество участников группы, по мнению экспертов, составляет 10-12 человек. Это позволяет, с одной стороны, каждому продемонстрировать выполнение задания инструктору, а с другой стороны, обменяться опытом, поучиться друг у друга.

Обычно тренинги проходят в просторных, специально оснащенных аудиториях компаний-организаторов. На территории заказчика их проводят в подготовленных для этого помещениях – в актовом зале или комнате переговоров. Иногда, если содержание тренинга требует от его участников полностью отключиться от своей обычно работы, им предлагается провести занятия в загородном доме отдыха.

Метод преподавания на бизнес-тренингах очень близок к методу «погружения», который используется на интенсивных языковых курсах. Как правило, весь тренинг сопровождают ролевые игры, сценки и даже розыгрыши. Ведь для того, чтобы опыт и полученные знания преобразовались в новые умения и навыки, нужен позитивный настрой.

Перед началом занятий тренер определяет представления, цели и ожидания участников от предстоящего тренинга. Он должен учитывать все эти факторы при проведении занятий и, если нужно, скорректировать программу курса. Затем тренер дает упражнения на «разогрев», которые должны помочь участникам тренинга отвлечься от повседневных забот, настроиться на занятия и активно включиться в работу.

Основная часть тренинга представляет собой разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми или индивидуальными упражнениями. Использование принципа активности в тренинге объясняется тем, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 70% - из того, что проговаривает, и 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения, экспериментировать с ними. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника и более эффективному усвоению знаний, выработке умений и навыков. Иногда для усиления результативности того или иного упражнения его снимают на видеокамеру, а позднее участники вместе просматривают полученный материал, обсуждают его, определяя плюсы и минусы своей подготовки. В конце следуют комплексные задания, позволяющие проверить, насколько хорошо люди усвоили информацию. Это своеобразный выпускной экзамен.

Тренинги бывают разные

Тренинги можно разделить на четыре группы: самоорганизация, командная работа, организация других и ориентация на клиента.
Особенность тренингов по самоорганизации состоит в том, что они направлены на развитие способностей, улучшающих деятельность специалиста. В рамках этих тренингов людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

Вторая группа тренингов имеет целью научить людей координировать свои действия с деятельностью коллег. Участников таких тренингов учат принципам построения команд, эффективному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства.

Третья группа тренингов предназначена главным образом для топ-менеджеров. Руководителям преподают уроки эффективной мотивации подчиненных, делегирования полномочий, обучают технологиям лидерства и контроля.

Четвертая группа тренингов направлена на развитие у сотрудников компаний способностей по взаимодействию с внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, средства массовой информации, властные структуры. Типичный пример – тренинги по привитию навыков эффективных продаж. Проводятся также занятия по формированию правильной психологической установки по отношению к клиенту, работе на выставках, искусству проведения презентаций и проведению переговоров.

Кроме этого, тренинги делятся на три группы в зависимости от того, для какого уровня сотрудников они предназначены. Есть тренинги для высшего звена руководителей, тренинги для руководителей среднего звена и учебные курсы для специалистов. Однако некоторые тренинги не имеют четкой должностной ориентации, поскольку полезны всем категориям сотрудников (к примеру, многие тренинги по самоорганизации).

На Западе существует четкая специализация тренинговых компаний в зависимости от того, какой уровень сотрудников они обучают. В нашей стране обычно компании обучают работников всех уровней.

По форме организации бизнес-тренинги могут быть корпоративными и открытыми. Первые организуются по запросу сотрудников конкретной компании. Соответственно, во время проведения корпоративного тренинга ведущие стараются брать примеры непосредственно из жизни этой компании, моделировать ситуации, сходные с уже имевшими место. Это, несомненно, усиливает эффект от тренингов. Кроме того, персонал компании, который прошел корпоративный учебный курс, сможет общаться на одном языке и будет способствовать закреплению и распространению новых знаний.

На открытые тренинги могут записаться все желающие. Они проводятся по той или иной тематике в заранее оговоренное время (на корпоративных тренингах время выбирается компанией-заказчиком). Этот принцип удобен и для компаний, которые хотят обучить всего несколько специалистов.

Зачем учиться на тренингах?

Идея дополнительного бизнес-образования появилась потому, что образование в высших учебных заведениях не может дать те знания, которые адекватны реалиям современного бизнеса и производства. Например, в Великобритании и Японии считается, что даже выпускников самого престижного ВУЗа нужно доучивать – чтобы они получили требуемую фирме специализацию.

В России разрыв между вузовским образованием и практикой также достаточно глубок. В нашей стране высшее образование отличается особой академичностью. К тому же рыночные преобразования в экономике требуют от людей все новых и новых знаний и умений, которые наши ВУЗы дать не в силах (они просто не успевают за этими переменами).

Другая причина в том, что во всем мире, и в нашей стране в частности, не хватает хороших специалистов. Переизбыток профессионалов на рынке труда весьма иллюзорен, многие из претендентов на те или иные должности не отвечают всем необходимым требованиям. В этих случаях компании сами заказывают тренинги персонала. Обучение собственных сотрудников обходится работодателям гораздо дешевле, чем поиск и переманивание готовых специалистов.

Немного фактов и истории

Спрос на тренинги последние десятилетия растет во всем мире. Многие бизнесмены понимают, что инвестиции в обучение – это залог конкурентоспособности бизнеса и его процветания в условиях меняющегося мира. В Великобритании, к примеру, в 1995 году около 47% работающего населения страны прошло тренинги (шесть лет назад эта цифра составляла всего 37%). В США на обучение производственного и обслуживающего персонала тоже тратятся огромные суммы (в 1989 году, например, на эти цели отдали $44,4 млрд.).

В нашей стране первые тренинги стали проводиться в 1989-1990 годах. Тогда они были чем-то вроде экзотического фрукта, в них участвовали только руководители предприятий. Первые учебные курсы отличались отсутствием единой методики и четко обозначенных деловых целей.

С приходом на отечественный рынок крупных международных компаний, а вслед за ними западных тренеров деловое обучение стало необходимой формой работы с персоналом этих компаний на всех уровней, от топ-менеджеров до секретарей. Этому примеру вскоре последовали отечественные компании. Августовский кризис несколько снизил деловую активность россиян. Однако сейчас ситуация на рынке улучшается, и тренинговые компании также наблюдают увеличение числа желающих пройти бизнес-тренинги.

В настоящее время в России работает около 150 тренинговых компаний, около 80 из них предлагают свои услуги в столице.

Что в результате?

Выводы об успешности тренинга можно сделать путем сравнения объективных показателей, полученных до проведения тренинга и после него.

В зависимости от задач обучения объективным результатом может явиться уменьшение конфликтных ситуаций, увеличение количества удовлетворенных клиентов, улучшение имиджа компании, увеличение уровня продаж. Происходит структурирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к работе, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная культура компании.

В любом случае эффективность тренинга определяется последующим применением полученных знаний и приобретенных умений на практике, в реальной действительности. Топ-менеджеры могут наблюдать улучшение производственных показателей. А сотрудники, освоившие современные методы работы, могут претендовать на более высокую заработную плату. Таким образом, и руководители, и сотрудники понимают, что и время, и деньги были потрачены не зря.

Поиск


Наш опрос

Ваш любимый праздник?
Всего ответов: 473

Перепубликация данных материалов
разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник! © 2011-2013
Создать бесплатный сайт с uCoz